Историческими предпосылками для возникновения данного направления можно считать многие факторы и события.
Начиная от практик импровизации и заканчивая популярными в XVIII-XIX вв. музыкальными играми в кости. Во все времена были композиторы, которые находились в поиске новых решений.
Но огромное внимание к алеаторике возникло в ХХ веке. Ведь именно на этот период приходиться начало новых и важнейших этапов в развитии человечества в сферах искусства и технологии, которые в свою очередь привели к росту количества альтернатив и свободы действия.
До сих пор возникает множество споров, как и вокруг самого термина, истории возникновения течения и отношения данной методики к музыке.
В привычном понимании, композиции написанные с применением принципа случайности, не всегда можно отнести к данному виду искусства.
Нам, в свою очередь, удобнее использовать термины "звуковой коллаж", "эксперименты с аудио фрагментами", исключая всяческие намёки на музыкальность на данном этапе экспериментов.
(источник «Алеаторика как принцип композиции», автор М. Переверзева)
Далее следуют примеры техник, так или иначе связанных с алеаторическими принципами:
метод случайных действий и принцип индетерминизма Кейджа;
идея независимости звуков и неточная нотация Фелдмана;
метод подсказывания Вулфа; принцип мобиля и открытой формы Брауна;
музыкальные мобили Брауна, Карлинса, Кардью, Пуссёра, Трамбле, Фостера, Хаубенштока-Рамати, Черни, Экхардт-Грамате и др.;
стохастическая композиция Хиллера и Ксенакиса;
вариабельные и многозначные момент-формы Штокхаузена;
случайность в рамках конструктивной идеи Булеза;
импровизируемые, графические и вербальные партитуры, музыкальные игры и т. д.